Поступление ребенка в школу – один из самых ответственных периодов в его жизни. Начало обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной психологической готовности ребенка. Ребенок, который приходит в школу, должен приспособится к непривычным для него условиям: изменившемуся режиму дня, выросшим физиологическим нагрузкам, новым ощущениям и переживаниям, новым людям, новому окружению. В период адаптации ребенку приходится решать широкий круг задач:
-способность понимать особую роль ученика;
-принимать новый вид деятельности учебы;
- подчинятся её требованиям и условиям.
Но не все дети обладают этой способностью, несмотря на достаточный объём знаний и хорошую память, они с трудом адаптируются к школе.
Нормальная адаптация в новых условиях определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые правила и нормы поведения; понять и усвоить специфику учебной ситуации. Если уровень волевого развития мал, то ребенок с трудом адаптируется к школе.
Маленькому человеку необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научится работать в парах, в группах, работать коллективно и в определенной теме. А коллективная деятельность предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Но не все дети готовы к такой работе. И это вызывает существенные трудности в период адаптации.
Умение сосредотачиваться, удерживать свое внимание на разных видах деятельности, слушать и слышать учителя и своих сверстников не отвлекаясь, у разных детей также различно. Одни дети внимательны и работоспособны, а другие и пяти минут не могут быть сосредоточенны на работе. Бывает что ребенок интеллектуально хорошо развит, а работать в классе не может. Причиной такого невнимания может быть быстрая утомляемость; плохое состояние здоровья, психологическая неготовность – слабое развитие произвольного внимания; недостаточный уровень волевой готовности.
Готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не, сколько объем сведений и знаний, которые имеет ребенок, а сколько их качество, степень осознанности; четкость
представлений.
Чаще всего с трудностями в период адаптации сталкиваются дети, которых учили читать, но не развивали речь и способность различать ,и слышать звуки; которых учили писать, но не создавали условия для развития моторики, а особенно движений пальцев руки; у которых не развита
слушать, понимать смысл прочитанного; нет умения пересказывать; проводить зрительные сопоставления; мыслить.
Одним из главных условий успешной адаптации является создание положительного микроклимата.
«Дети – активные существа, … а если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность». (Ш.А.Амонашвили).
Задача учителя поддерживать и развивать интерес к учебной деятельности, обучить правилам взаимодействия, включить каждого ученика в активную работу, создать условия для познавательной и
творческой работы.
Ребенок должен почувствовать , что ему интересно и радостно. Положительные эмоции формируют его поведение и облегчают адаптацию.
Надо всегда в любой ситуации поставить себя на место ученика.
Заглянуть в душу маленького человека, понять и принять его недостатки, найти, что то хорошее, и помочь проявить себя; искать, выявлять и развивать в ребенке какой-либо талант. Говорят, что нет человека, который не был бы, в чем-либо талантлив.
Каждый ученик – это личность. Учителю надо понять и принять своего ученика таким, каков он есть и относится к нему как к самостоятельному субъекту, который учится не по принуждению, а по собственному желанию.
Встречая новых первоклассников, ставлю цель – вовремя увидеть, разглядеть и не пропустить в своих учениках все самое лучшее, что в них есть. Нужно стараться развить личностные качества через
соприкосновение с различными видами деятельности. Свои уроки планирую так, чтобы каждый ученик проявил свои личностные качества и способности. Для ребенка стремлюсь создать ситуацию успеха, что у него все получится, он успешно справится с работой. Нужно всегда настраивать детей на урок. Хороший эмоциональный настрой создает предпосылки для хорошей продуктивной работы во время урока.
На уроке, при работе в кружке, во внеклассной работе с детьми стараюсь использовать демократический стиль общения. Он обеспечивает ребенку активную позицию, вызывает у детей положительные эмоции, развивает уверенность в себе.
Демократический стиль общения объединяет ученика и учителя; развивает как личность, которая имеет свое мнение, свое суждение, становится уверенным и ответственным, умеющим вести диалог, как с учителем, так и со своими сверстниками.
Строить диалог с учеником помогают открытие вопросы:
- Как ты думаешь?
Почему ты так думаешь?
Стараюсь научить детей думать и высказывать свое мнение и мысли. Очень часто мы сами говорим за детей и отвечаем на поставленные вопросы; надо выдержать паузу, и дать возможность детям подумать, самим ответить на поставленный вопрос.
Не осуждать и не критиковать ответы детей; надо слушать ученика не перебивая его; фиксировать все успехи учеников в совместной деятельности; помогать им, преодолевать возникшие трудности в
совместной работе; стимулировать творческий поиск и самостоятельную работу. Надо выстраивать учебный диалог не только между собой и детьми, но и внутри детского коллектива.
«Нюни над тетрадкой распустил, а еще мальчик!»
«Что ты за девочка, разве можно так неаккуратно писать?!» - подобные фразы можно слышать довольно часто. Но пристыдив ребенка, мы не добьемся более качественной работы. Такие высказывания не стимулируют умственную деятельность, а лишь ухудшают эмоциональное состояние ребенка, рождают неуверенность и сомнение в собственных силах.
Девиз современной школы : «Обучая - развиваем, развивая - воспитываем, воспитывая - развиваем личность».
Управляя процессом обучения, педагог создает условия для обучения культуре взаимоотношений в совместном диалоге; учит обеспечивать обратную связь; управлять своим поведением.
Учитель и его ученики через взаимопонимание и взаимопомощь формируют адекватную самооценку, контролируют свои действия и поступки, позитивно оценивают себя и настраивают на лучшее. И тогда даже если у тебя не все, получается, появляется непременно желание двигаться дальше и
стараться еще больше.
Адаптация ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно быть обеспечено тесное сотрудничество учителя, психолога и родителей. Их совместные усилия должны быть направлены на то, чтобы этот сложный период для ребенка прошел как можно быстрее и успешнее. Эта работа у нас в классе проходит поэтапно:
1 – этап. Диагностика школьной зрелости.
(Психолог, учитель).
2 – этап. «Круглый стол». (Учитель,
родители).
3 – этап. Введение в школьную жизнь первоклассников.
(Учитель, родители).
4 – этап. Изучение социально-психологической
адаптации детей к школе. (Психолог, учитель, родители),